Спецкурсы для интегрированных магистров на кафедре

Обязательные дисциплины специализаций (СДВ)

1. Классические основы фундаментальной физиологии
(Молекулярная эндокринология и патология эндокринной системы )

(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Смирнова О.В.

Разработанная программа дисциплины «КЛАССИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (молекулярная эндокринология и патология эндокринной системы)» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении функций клеток, работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о патофизиологии клеток и органов, с методамикоррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о принципах и молекулярных механизмах эндокринной регуляции, строении и функционировании сигнальных соединений, рецепторов и систем проведения сигнала, их взаимодействии и интеграции в единый эндокринный контур, а также молекулярные механизмы эндокринной регуляции процессов жизнедеятельности. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание молекулярных механизмов эндокринной регуляции роста, апоптоза, общего и полового развития, размножения, беременности, лактации, стресса.
Задачи дисциплины – сформировать у студентов представление о молекулярной структуре и функциях сигнальных соединений, принципах взаимодействии сигнальных соединений с рецепторами, о структуре рецепторных белков, молекулярных механизмах внутриклеточной передачи сигнала и формирования ответа клетки, роли сигнальных соединений и их рецепторов в регуляции роста, участии сигнальных соединений в контроле общего развития, программирующем действии гормонов при формировании пола, молекулярной регуляции процессов репродукции и адаптации. 

2. Классические основы фундаментальной физиологии
(возрастная физиология)
 
(I курс, 1 семестр) - к.б.н., асс. Хиразова Е.Э.

Разработанная программа дисциплины «КЛАССИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ)» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной фундаментальной физиологии. Данный курс нацелен на изучение фундаментальных основ возрастной физиологии. В ходе изучения данной дисциплины студенты получают знания о закладке, формировании и развитии основных систем организма в ходе антенатального и постнатального онтогенеза. Также в течение курса происходит изучение клиники различных патофизиологических состояний, развивающихся в зависимости от возраста.

Цели – знание особенностей процессов закладки, формирования и развития основных систем организма в ходе онтогенеза.

Задачи – получение теоретических углубленных знаний в области возрастной физиологии. 

3. Актуальные проблемы физиологии 
(Нейрохимия)

(I курс, 2 семестр) - д.б.н., проф. Балезина О.П.

Разработанная программа дисциплины «АКУТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЗИОЛОГИИ (Нейрохимия)» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных)в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить знания по основамфундаментальной биологии и физиологиив области нейрохимии и биохимических процессов в нервной ткани,обеспечивает возможность приложений полученных знаний в экспериментальной физиологии и клинике нервных расстройств.Курс нацелен на ознакомление студентов с современными фундаментальными представлениями о химических превращениях медиаторов, аминокислот, спецификой белкового, липидного и энергетического обмена в нервной системе. Одновременно курс предусматривает знакомство с молекулярными механизмами патофизиологических состояний мозга и современными подходами к коррекции этих состояний у человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности функционирования и химических превращений медиаторов ЦНС и связанных с ними нервных и системных процессов организма в норме и при нейропатологиях.

Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области метаболизма медиаторов, других сигнальных молекул организма, ознакомление с молекулярными механизмами распространенных нервных расстройств современной неврологической клинки.Студент должен хорошо ориентироваться в современных направлениях нейрохимических исследований, быть готовым к участию в нейрохимических исследованиях на животных и в клинических разработках патологий нервной системы человека.

4. Актуальные проблемы физиологии 
(Физиология анализаторов)

(I курс, 2 семестр) - к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.

Разработанная программа дисциплины «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИИ (физиология анализаторов)» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс направлен на расширение знаний о строении, молекулярных основах функционирования и физиологических особенностях работы сенсорных систем, о структурно-функциональной организации систем анализаторов в норме и их изменениях при различных патологиях. В рамках курса излагаются самые современные представления о трансформации и передаче сигналов на разных уровнях систем анализаторов, что обеспечивает консолидацию знаний о физиологии сенсорных систем.

Цели – формирование у студентов знаний о принципах и механизмах работы и адаптации анализаторов, строении и функционировании органов чувств, восприятия, проведения и обработки сенсорных сигналов. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание работы различных анализаторов и основных причин нарушения функций различных анализаторов при патологиях.

Задачи – получение студентами базовых теоретических знаний о строении и функционировании анализаторов: зрительного; слухового и вестибулярного; вкусового ; обонятельного; сомато-сенсорного; ноцицептивного, а также о физиологических основах процессов восприятия и трансформации энергии сенсорных сигналов в физиологические сигналы организма. 

5. Регуляторные системы организма в норме и при патологии
(Физиология гемостаза)

(I курс, 2 семестр) - д.б.н., в.н.с. Горбачева Л.Р. 

Разработанная программа дисциплины «РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ (ФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА)» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов)в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания пофундаментальной физиологии гемостаза, обеспечивающие углубленное понимание причин и механизмов слаженной работы систем гемостаза: свертывания крови и противосвертывания, обеспечивающих быструю адаптивную реакцию организма на травмы, кровопотери, острое воспаление, а также систем регуляции свертывания крови, отвечающих за сохранение жидкого состояния крови в разных участках сосудистого русла при провокации свертывания крови и формирования тромба.

Цели – формирование у студентов представлений о структурных особенностях и механизмах функционирования систем физиологического гемостаза: 1) тромбоцитарно-сосудистого гемостаза и свертывания крови; 2) регуляторных антикоагулянтных систем; 3) системы фибринолиза. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание причин и механизмов слаженной работы систем физиологического гемостаза: свертывания крови и противосвертывания, обеспечивающих быструю адаптивную реакцию организма на травмы, кровопотери, острое воспаление, а также систем регуляции свертывания крови, отвечающих за сохранение жидкого состояния крови в разных участках сосудистого русла при провокации свертывания крови и формирования тромба.

Задачи – сформировать у студентов понимание работы механизмовсистем свертывания крови и противосвертыванияфизиологического гемостаза, адаптивных механизмов защиты от кровопотери и от тромбоза, основных механизмов регуляции свертывания крови и фибринолиза, а также о молекулярных основах гемостаза, тромбообразования и гемофилий, вызванных мутациями генов ключевых белков системы свертывания крови и рецепторов клеток крови.

6. Регуляторные системы организма в норме и при патологии
(Физиология обмена веществ)

(I курс, 2 семестр) - д.б.н., проф. Смирнова О.В., 
к.б.н., с.н.с. Щелкунова Т.А. 

Разработанная программа дисциплины «Физиология обмена веществ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить углубленные знания о регуляции эндокринной системой и метаболитами процессов обмена веществ и энергии в организме в норме и при патологических состояниях. Рассмотрены особенности регуляции азотистого, углеводного, жирового, энергетического и водно-солевого типов обмена.

Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о принципах и механизмах регуляции различных типов обмена веществ, взаимосвязанности этих процессов на разных уровнях и в разных формах, обеспечении постоянства внутренней среды организма сигнальными соединениями и гормонами. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание работы эндокринной системы на биохимическом уровне, регулирование ею процессов пластического и энергетического обмена и обеспечение их взаимодействия и интеграции в единый функциональный ансамбль.

Задачи дисциплины – сформировать у студентов представление о:
• метаболической и эндокринной регуляции азотистого обмена;
• регуляции углеводного обмена различными сигнальными соединениями;
• регуляции метаболитами и гормонами жирового обмена;
• обмене энергии, его гипоталамической регуляции и терморегуляции;
• регуляции водно-солевого обмена гуморальными факторами и гормонами;
• принципах интеграции обменных процессов.

7. Современные методы физиологии 
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Балезина О.П. 

Разработанная программа дисциплины «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении функций клеток, работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о патофизиологии клеток и органов, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных типов клеток и всего организма и современных способов изучения этих процессов.


Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области клеточной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии. Умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека. 

8. Современные методы физиологии
(Нейроинформатика и нейрокомпьютерные системы)

(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Каплан А.Я. 

Разработанная программа дисциплины «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания основ физиологии и нейробиологии и их приложений в нейротехнологии. Рассмотрены вопросы информационно-аналитической организации мозговых процессов, процессы приема и передачи информации в структурах сенсорных и моторных анализаторов мозга, а также технологии построения нейроинтерфейсных систем и их практических реализаций.

Цели. Формирование у студентов представлений об аналитической деятельности мозга человека и животных в рамках информационного подхода, включая вопросы регистрации, кодирования и декодирования сигнальных процессов в механизмах мозга, а также проблемы создания нейроинтерфейсных технологий и технических интеллектуальных систем на основе изучения механизмов мозга.

Задачи. Получение студентами базовых теоретических знаний в области физиологии и нейробиологии – об информационно-аналитических, программно-алгоритмических и управляющих функциях мозга и навыков создания нейротехнологическихсистемна основе регистрации и глубинного анализа биометрической информации о деятельности мозга.

9. Экспериментальные исследования в физиологии

(II курс, 4 семестр) - к.б.н., доц. Гусева А.А.

Разработанная программа дисциплины «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс знакомит с основными правилами написания и оформления выпускной квалификационной работы. При освоении курса студенты получают навыки работы с научной литературой и поисковыми базами данных, осуществляют поиск литературы по выбранной теме научной работы, знакомятся с представленными в литературе подходами по решению аналогичных проблем, экспериментальными и расчетными методами решения поставленных задач. Курс предназначен для формирования у студентов навыков самостоятельной работы при написании научной работы, а также подготовки научного доклада.

Цель - знакомство с основными правилами выполнения, написания и оформления выпускной квалификационной работы.

Задачи:
• обучение навыкам сбора, анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований;
• формирование навыков представления результатов научной работы в виде отчётов, тезисов докладов научных конференций, выпускной квалификационной работы;
• создание условий для профессионального самообразования обучающихся и выбора профессиональной карьеры.

Специальные дисциплины по выбору
(СДВ)

1а. Висцеральные системы и пептиды
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ПЕПТИДЫ» предназначена для подготовки магистров - биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о пептидергической регуляции висцеральных систем, патофизиологии вегетативной нервной системы и висцеральных систем, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных висцеральных органов и всего организма в норме и при патологии и особенности современных способов изучения этих процессов.

Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области частной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии. Умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека.

1б. Висцеральные дисфункции
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ПЕПТИДЫ» предназначена для подготовки магистров - биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о пептидергической регуляции висцеральных систем, патофизиологии вегетативной нервной системы и висцеральных систем, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных висцеральных органов и всего организма в норме и при патологии и особенности современных способов изучения этих процессов.

Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области частной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии. Умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека.

2а. Клиническая фармакология
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Каменский А.А. 

Разработанная программа дисциплины «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить знания, достаточные для плодотворного сотрудничества со специалистами – медиками, фармакологами и химиками – синтетиками, работающими в области создания и испытаний новых лекарственных средств.

Цели: формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний о создании и использовании современных лекарственных средств.

Задачи: подготовка специалистов-физиологов в области создания и использования биологически активных веществ, в частности лекарственных препаратов.

2б. Основы токсикологии
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Каменский А.А. 

Разработанная программа дисциплины «ОСНОВЫ ТОКСИКОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить специалистов, знающих основные принципы и параметры токсикологии. Магистры будут знать основные вехи науки о ядах, методах их исследования на биологических объектах, а также методы тактики безопасности при работе с токсическими агентами.

Цели – формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний о принципах работы биорегуляторов различной природы и области их применения.

Задачи – создать у студентов представление о механизмах действия регуляторных веществ, а также подготовить специалистов-физиологов в области создания и использования биологически активных веществ, в частности лекарственных препаратов. 

3а. Физиология и современная медицина
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Дубынин В.А. 

Разработанная программа дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА» предназначена для подготовки магистров - биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов,обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении функций клеток, работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о патофизиологии клеток и органов, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цель дисциплины – познакомить студентов-физиологов с наиболее актуальными, быстро развивающимися областями современной медицины; проанализировать вклад физиологических исследований в появление (становление) новых подходов к лечению, диагностике и профилактике основных групп заболеваний.

Задачи дисциплины:
• обобщить знания студентов по физиологии и патофизиологии различных систем организма человека (сердечнососудистой, пищеварительной, размножения и др.);
• подчеркнуть практическую направленность фундаментальных исследований, проводимых в большинстве областей физиологии;
• указать на важнейшую роль нервной системы, систем гормональной и цитокиновой регуляции в поддержании здоровья и развитии заболеваний, дисфункций, старения. 

3б. Проблемы современной медицины
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Дубынин В.А. 

Разработанная программа дисциплины «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ» предназначена для подготовки магистров - биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить обзорное представление о наиболее актуальных проблемах современной медицины (прежде всего, с точки зрения общего здоровья и продолжительности жизни человека), обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и при анализе клинических ситуаций. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными данными о наиболее быстро стареющих системах организма человека, причинах нарушений работы клеток, работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о патофизиологии клеток и органов, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств.

Цель дисциплины – познакомить студентов-физиологов с наиболее значимыми с точки зрения здоровья и долголетия современного человека областями медицины; проанализировать вклад физиологических исследований в разработку новых подходов к лечению, диагностике и профилактике наиболее социально значимых групп заболеваний.

Задачи дисциплины:
• обобщить знания студентов по физиологии и патофизиологии различных систем организма человека (опорно-двигательный аппарат, эндокринная, иммунная и др.);
• подчеркнуть практическую направленность фундаментальных исследований, проводимых в большинстве областей физиологии;
• указать на важнейшую роль нервной системы, систем гормональной и цитокиновой регуляции в поддержании здоровья и развитии заболеваний, дисфункций, старения, с одной стороны, и активного долголетия, с другой стороны. 

4а. Физиология биорегуляторов
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Каменский А.А. 

Разработанная программа дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ БИОРЕГУЛЯТОРОВ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс содержит современные сведения о принципах химической регуляции физиологических процессов, происходящих в организме человека и животных. Студенты получат представление о комплексе биологически активных веществ, выполняющих в организме функции гормонов, модуляторов, медиаторов. Кроме того слушатели получат основы знаний, необходимых для понимания принципов создания современных лекарственных средств, создаваемых на основе модификации природных соединений.

Цели – формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний о принципах работы биорегуляторов различной природы и области их применения.

Задачи – создание у студентов представления о механизмах действия регуляторных веществ, а также подготовка специалистов-физиологов в области создания и использования биологически активных веществ, в частности лекарственных препаратов.

4б. Основы токсикологии
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Каменский А.А. 

Разработанная программа дисциплины «ОСНОВЫ ТОКСИКОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить специалистов, знающих основные принципы и параметры токсикологии. Магистры будут знать основные вехи науки о ядах, методах их исследования на биологических объектах, а также методы тактики безопасности при работе с токсическими агентами.

Цели – формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний о принципах работы биорегуляторов различной природы и области их применения.

Задачи – создать у студентов представление о механизмах действия регуляторных веществ, а также подготовить специалистов-физиологов в области создания и использования биологически активных веществ, в частности лекарственных препаратов. 

5а. Статистическая обработка физиологического эксперимента
(I курс, 1 семестр) - к.б.н., доц. Гусева А.А. 

Разработанная программа дисциплины «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить знания, достаточные для грамотной статистической обработки данных физиологических экспериментов, написания научных отчетов и статей, а также учит критически рассматривать данные научных публикаций, содержащие ошибки в обработке и интерпретации результатов экспериментов.

Цели: формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний и навыков по статистической обработке данных и планированию эксперимента.

Задачи: подготовка специалистов-физиологов, владеющих современными методами статистической обработки и представленияданных научных исследований. 

5б. Основы статистического анализа физиологического эксперимента
(I курс, 1 семестр) - к.б.н., доц. Гусева А.А. 

Разработанная программа дисциплины «ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания, достаточные для грамотной статистической обработки данных физиологических экспериментов, написания научных отчетов и статей.

Цели: формирование у магистрантов базового комплекса теоретических знаний и практических и навыков по статистической обработке данных и планированию эксперимента с использованием пакетов статистических программ «GraphPadPrism» версии 8.0 и «Statistica» версии 10.0.

Задачи: подготовка специалистов-физиологов, владеющих базовыми методами статистической обработки и представленияданных научных исследований.

6а. Физиология стресса и адаптации
(I курс, 2 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА И АДАПТАЦИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении проблемы стресса и адаптации к стрессу.Курс знакомит с современными представлениями о кибернетическом и иерархическом системном подходе в современной физиологии и патофизиологии стресса, о стадиях процесса адаптации, о корреляции патологических эффектов стресса разной этиологии.

Цели – формирование представлений об особенностях процессов функционирования отдельных висцеральных органов и всего организма в норме и при патологии, обусловленной стрессорными факторами, и современных способов изучения и коррекции этих процессов.

Задачи– получение базовых теоретических знаний в области частной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии, умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека.  

6б. Патофизиология шока
(I курс, 2 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ШОКА»предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной частной физиологии. Курс обеспечивает формирование у студентов представлений о физиологических основах патофизиологии шока, ведущих патогенетических звеньях шока, критериях диагностирования шоковых состояний и принципах их терапии.

Цели – знать физиологические основы патофизиологии шока и критерии диагностирования шоковых состояний, а также принципы их терапии.

Задачи – сформировать у студентов представление о принципиальных особенностях регуляции организма в условиях возникновения и развития шоковых состояний различного генеза. 

7а. Особенности физиологии ЦНС в пре- и постнатальный периоды развития организма
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., в.н.с. Горбачева Л.Р. 

Разработанная программа дисциплины «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ЦНС В ПРЕ- И ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания формирования функций центральной нервной системы в онтогенезе. Рассмотрены вопросы гетерохронности и гетерогенности становление основных рефлекторных и психофизиологических процессов в ЦНС, молекулярных механизмов формирования нервной ткани в пре- и постнатальном периоде развития организма, созревания сенсорных и двигательных функций, формирования нейронных цепей в онтогенезе.

Цели. Формирование у студентов представлений о сложных механизмах созревания центральной нервной системы в онтогенезе, формировании ключевых реакций организма, обеспечивающих его взаимодействие с внешней средой, включая вопросы оценки зрелости психических процессов у ребенка на разных этапах онтогенеза.

Задачи. Получение студентами базовых теоретических знаний в области физиологии и нейробиологии – об особенностях и закономерностях закладки и созревания ЦНС на начальных этапах онтогенеза, развитие сенсорных и двигательных функций, формирование основных навыков у ребенка по мере становления основных структур мозга. 

7б. Иммунорегуляция физиологических функций
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., в.н.с. Горбачева Л.Р. 

Разработанная программа дисциплины «ИММУНОРЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания о взаимодействии иммунной системы с нервной и эндокринной системами. Тем самым изучение дисциплины позволит понять регуляторную роль иммунной системы в отношении различных физиологических функций. Основное внимание будет уделено не патологическим аутоиммунным процессам, а именно межсистемному регуляторному взаимодействию.
Современные научные представления касаются в основном регуляторной роли антител, как правило, это аутоантитела против малых молекул, таких как гормоны, регуляторные пептиды, в некоторых случаях нейромедиаторы. В ходе изучения дисциплины студенты должны получить представление о том, как можно изучать регуляторную роль спонтанно образующихся и экспериментально индуцированных аутоантител. Задачей курса является не подмена курса иммунологии, а акцент на регуляторные возможности иммунной системы, т.е. сугубо физиологические процессы.

Цели – изучение межсистемного регуляторного взаимодействия иммунной системы с нервной и эндокринными системами.

Задача - получить представление о том, как можно изучать регуляторную роль спонтанно образующихся и экспериментально индуцированных аутоантител. 

8а. Проблемы регуляции жидкого состояния крови в норме и при патологии
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Ляпина Л.А. , 
к.б.н., с.н.с. Григорьева М.Г.

Разработанная программа дисциплины «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ЖИДКОГО СОСТОЯНИЯ КРОВИ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знанияоснов современной физиологии и биохимии свертывания крови и обеспечивает возможность приложения полученных знаний в физиологических экспериментахи в клинических исследованиях при функциональных нарушениях системы гемостаза. Курс знакомит студентов с современными подходами и методамиизучения функционального состояния противосвертывающей системы, ее отдельных звеньев в норме и при патологии, сопровождающейся предтромбозом и тромбозом. Особое внимание уделяется раскрытию природы противосвертывающей системы и ее взаимодействию с системой свертывания крови, объединяющимися в единую систему организма.

Цели – формирование у студентов представлений о принципах и механизмах регуляции жидкого состояния крови в организме человека и животных, основ взаимодействия свертывающей и противосвертывающей систем организма в единую функциональную систему, углубленного понимания основных причин нарушения их функций при различных патологиях, осложняющихся предтромбозами и тромбозами.

Задачи – получение студентами базовых теоретических знаний в области физиологии и биохимии свертывания крови, регуляторных взаимоотношений свертывающей и противосвертывающей систем организма в норме и при патологиях, осложняющихся гиперкоагуляцией и гипофибринолизом. Изучение подходов и методов исследования процессов гемостаза, умение использовать полученные знания в экспериментах на животных и в клинических наблюдениях. 

8б. Патофизиология гемостаза
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., в.н.с. Горбачева Л.Р. 

Разработанная программа дисциплины «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных)в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания по основамфундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов,обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с причинами и механизмами сбоя работы систем, обеспечивающих адаптивные реакции организма на травмы, кровопотери, инфекции и воспаление, а также сохранение жидкого состояния крови при провокации тромбообразования.

Цели – формирование у студентов представлений о механизмах нарушения регуляции систем физиологического гемостаза и развития патофизиологического; причинах и последствиях неадекватного функционирования систем первичного тромбоцитарно-сосудистого гемостаза, вторичного гемостаза (свертывания крови) и фибринолиза; молекулярных основах тромбообразования, гемофилии и сочетанных нарушений свертывания крови таких, как диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови, и ряда других патологических состояний системы гемостаза и сопряженных систем организма.Обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных типов клеток и всего организма и современных способов изучения этих процессов.

Задачи – сформировать у студентов представление о причинах и механизмах нарушения физиологического гемостаза, сбоя адаптивных механизмов защиты от кровопотери и от тромбоза, основных причин нарушений регуляции свертывания крови, а также о молекулярных основах гемофилий и тромбофилий, вызванных мутациями генов белков системы свертывания крови, и о последствиях генетических и приобретенных нарушений гемостаза таких как: тромбозы (артериальные и венозные), гемофилии, тромбофилии, сочетанные синдромы и другие патологии системы гемостаза и сопряженных систем организма. 

9а. Механизмы судорожных состояний мозга
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., доц.  Аббасова К.Р. 

Разработанная программа дисциплины «Механизмы судорожных состояний мозга» предназначена для подготовки студентов - биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания основ механизмов патофизиологии судорожных состояний мозга.

Цели: получение студентами современных научных представлений о нейрофизиологии, иммунологии эпилепсии, а также молекулярно-генетических аспектах эпилептогенеза.

Задачи: сформировать у студентов представление о патофизиологии судорожных состояний мозга, эволюционно-биологических аспектах судорожных состояний мозга, концепции эпилептической и антиэпилептичекой систем, молекулярно-генетических и нейрохимических аспектах эпилептогенеза, иммунологии эпилепсии, нейрохимии эпилепсии, механизмах абсанснойи аудиогенной эпилепсии, эпилептическом статусе, нейропротекторах в эпилепсии. Умение использовать полученные базовые знания.

9б. Проблемы регуляции массы тела в норме и при патологии
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., асс. Хиразова Е.Э.

Разработанная программа дисциплины «ПРОБЛЕМА РЕГУЛЯЦИИ МАССЫ ТЕЛА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ» предназначена для подготовки студентов-биологов (физиологов человека и животных).Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание регуляции и работы различных систем, обеспечивающих потребление пищи, а также основных причин нарушения их функционирования. В данном курсе студенты получают представления о структурно-функциональной организации системы аппетита и основных регуляторных факторах центров голода и насыщения. В рамках курса студенты получают знания о механизмах регуляции массы тела на разных стадиях онтогенеза, основных патологиях, приводящих к изменению массы тела, и их возможной коррекции. Кроме того, дисциплина обеспечивает получение знаний осовременных методиках, позволяющих оценить пищевое поведение у животных, и моделях патологических состояний нарушения аппетита, используемых в экспериментах.

Цели – получение студентами знаний о структурно-функциональной организации системы регуляции аппетита и механизмах регуляции массы тела на разных стадиях онтогенеза.

Задачи – сформировать у студентов представления об углубленныхаспектах строения и функционирования системы аппетита и регуляции массы тела.

10а. Синаптологя: современные проблемы
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.

Разработанная программа дисциплины «СИНАПТОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Данный уникальный курс направлен на расширение знаний о молекулярных основах функционирования и регуляции синаптической передачи сигнала, о физиологических особенностях работы разных компонентов синапсов и о связях изменений передачи сигнала в синапсах с различными заболеваниями нервной системы. В рамках курса излагаются самые современные представления о различных аспектах передачи информации синапсами и модулирования этого процесса. Курс представляет большой теоретический интерес, способствуя консолидации знаний и представлений о физиологии синапсов, а также практический интерес, обеспечивая восприятие не только фундаментальных аспектов строения и функционирования синапсов, но и понимание характера влияния определенных фармакологических агентов на функционирование синапсов в разных отделах центральной нервной системы и проявление соответствующих изменений синаптической передачи.

Цели–формирование у студентов представлений о современных концепциях, описывающих механизмы работы и регуляции синаптической передачи, строение и функционирование синапсов в определенных местах нервной систем. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание многообразия работы и форм регуляции синаптической передачи, а также основных причин и следствий ее нарушения при ряде патологий нервной системы.

Задачи–получение студентами базовых теоретических знаний в области физиологии и особенностях молекулярных механизмов синаптической передачи в разных синапсах;современном состоянии представлений о регуляции секреции нейротрансмиттеров;о рецепции сигнальных молекул в синапсах и трансформации сигналов;формах и молекулярных механизмах синаптической пластичности;роли нарушений синаптической передачи при возникновении и развитии нейропатологий. 

10б. Электрофизиология сердца
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., доц. Кузьмин В.С.

Разработанная программа дисциплины «ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА» предназначена для подготовки бакалавров - биологов (физиологов человека и животных). Данный курс направлен на расширение знаний о фундаментальных механизмах функционирования сердца на молекулярном, клеточном и тканевом уровнях. В рамках курса излагаются современные концепции и представления о механизмах реализации электрофизиологических свойств кардиомиоцитов и сердечной ткани, механизмах реализации сократительной функции клеток сердца, а также способов контроля электрофизиологической активности и ее изменении при патологиях. Особое внимание улепляется электрофизиологической и молекулярной гетерогенности в организации сердца. Курс содержит теоретические сведения, обобщенные данные современных экспериментальных исследований, что позволяет связать знания студентов с состоянием науки в области электрофизиологии сердца. В курсе приводится материал касающийся электрофизиологических и молекулярных механизмов ряда патологий сердца, также даются основы электофизиологических механизмов коррекции патологических состояний в миокардиальной ткани при действии регуляторных, фармакологических соединений.

Цель – формирование у студентов понимания фундаментальных явлений и процессов, лежащих в основе электрофизиологической активности различных отделов сердца в норме и при патологиях, а также формирование представления о особенностях интеграции электрофизиологических и молекулярных явлений в сердце, способствующих реализации его насосной функции.

Задачи - сформировать у студентов представления об основных структурно-функциональной организации сердца, характеристиках биоэлектрической активности проводящей системы и рабочего миокарда сердца, отдельных тканях, содержащих кардиомиоциты, обеспечить развитие и закрепление представлений о фундаментальных процессах на молекулярном, клеточном и тканевом уровне, формирующих биоэлектрическую активность сердца. Получение студентами представлений о механизмах электрической интеграции в сердце, сформировать представление о процессах в различных отделах сердца, приводящих к возникновению электрокардиографического сигнала в норме и патологии; дать основы теоретических знаний о причинах и механизмах возникновения нарушений ритма сердца, обеспечить понимание молекулярных и биоэлектрических механизмов некоторых аритмий. Также к задачам дисциплины относится формирование представления о особенностях фармакологического воздействия на биоэлектрическую активность сердца, способах коррекции патологических состояний посредством влияния на электрофизиологические параметры работы сердца. 

11а. Физиология висцеральных систем: современные проблемы
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Тарасова О.С.

Разработанная программа дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов).Курс позволяет получить углубленные знанияо функционировании висцеральных систем человека и животных на организменном, клеточном и молекулярном уровнях. В задачи дисциплины входит сформировать у обучающихсясовременные представления опринципах нейрогуморальной регуляции висцеральных систем, наукоемких методах исследования и диагностики их функционирования, изменениях в висцеральной регуляции при адаптации организма к экстремальным условиям и развитии социально значимых заболеваний.

Цели – знание механизмов функционирования висцеральных систем человека и животных на организменном, клеточном и молекулярном уровнях.

Задачи – получение углубленных теоретических знаний опринципах нейрогуморальной регуляции висцеральных систем; современных методах исследования и диагностики их функционирования; изменениях в висцеральной регуляции при адаптации организма к экстремальным условиям и развитии социально значимых заболеваний.

11б. Современные проблемы физиологии выделительной системы
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., с.н.с. Сиротина Н.С.

Разработанная программа дисциплины «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить представление о базовых понятиях в физиологии выделительной системы, охватывает широкий спектр вопросов: от эмбрионального развития и физиологии органов выделительной системы до описания механизмов возникновения различных нарушений, и превентивных подходов в медицине, знание которых необходимо любому специалисту в области физиологии человека и животных. Курс представляет и практический интерес, поскольку рассматриваются вопросы практического применения научных знаний, связанных с изучением клинико-лабораторной диагностики в нефрологии и методов заместительной терапии.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных органов выделительной системы, так и всего организма в норме и при патологиях, а также современные способы изучения этих процессов.

Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области физиологии выделительной системы, ознакомление с подходами и методами, применяемых в изучении физиологии почек, клинико-лабораторной диагностике в нефрологии и современных методов заместительной почечной терапии.  

12а. Физиология репродуктивной системы
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., с.н.с.  Андреев-Андреевский А.А. 

Разработанная программа дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить углубленные знания о физиологии репродуктивной системы млекопитающих, мужского и женского пола. Рассматриваются вопросы дифференцировки пола, половой дифференцировки мозга, гаметогенеза, оплодотворения, половой цикличности, центральной регуляции репродуктивной системы, механизмы пубертации, регуляция полового поведения.

Цели. Формирование у студентов целостного представления о физиологических механизмах деятельности репродуктивной системы мужского и женского организма, ее гуморальной и нервной регуляции, развития в онтогенезе, сравнительной физиологии репродуктивной системы.

Задачи. Формирование у студентов представлений о физиологических, клеточных и молекулярных механизмах дифференцировки пола, фолликуло- и сперматогенеза, оплодотворения, овариальной цикличности, полового поведения, эрекции, сезонной, циркадианной, метаболической регуляции.

12б. Основы валеологии
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А.

Разработанная программа дисциплины «ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных).Курс обеспечивает формирование у студентов представлений о физиологических основах валеологии, методах измерения здоровья, статистике заболеваемости населения, об экологии человека, проблеме адаптации и дезадаптации, о роли природы и технологий в формировании здоровья человека, о связи экологии и поведения человека, о химической зависимости и социальных лекарствах, о социально значимых заболеваниях.

Цели – получить представление об особенностях поддержания здорового образа жизни, об основных принципах организации здорового образа жизни и роли экологических факторов в обеспечении здоровья нации.

Задачи – сформировать у студентов представление о значении поддержания здорового образа жизни, основных принципах организации здорового образа жизни и роли экологических факторов в обеспечении здоровья нации. 

Факультативы

Нутрициология
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., м.н.с. Волох О.И.

Разработанная программа дисциплины «ОСНОВЫ НУТРИЦИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных)в области основ нутрициологии. Курс позволяет получить базовые знания по основамсовременной нутрициологиии присущих этим дисциплинам методов и подходов,обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических аспектах науки о питании, так и в области клинических исследований функциональных продуктов питания. Курс нацелен на ознакомление студентов с областью науки о питании,современными подходами и методами в изучении питания и нутриентов, а так же создании функциональных продуктов питания и регулировании соответствующих областей текущим законодательством Таможенного союза. Курс знакомит с ролью и значением различных продуктов питания в сбалансированном рационе человека и ролью рациона питания в состоянии здоровья человека через различные физиологические функции.

Цели – формирование у студентов представлений о нутрициологии как о научной области, основных понятиях нутрициологии, особенностях рассмотрения продукта питания как элемента рациона и источника нутриентов, принципах создания обогащенных продуктов питания и продуктов с заданными функциональными свойствами для различных групп населения, роли нутрициологии в современной пищевой индустрии. Изучение дисциплины позволит студентам узнать и сформировать представление о дополнительной области применения знаний по физиологии в контексте дальнейшего карьерного развития в соответствующей области как фундаментальной и прикладной науки, так и в пищевой индустрии.

Задачи – сформировать у студентов представление о:
• нутрициологии как о научной области;
• задачах и основных понятиях нутрициологии;
• роли нутрициологиив современной пищевой индустрии;
• особенностях рассмотрения продукта питания как элемента рациона и источника нутриентов;
• принципах маркировки состава продуктов питания;
• принципах создания обогащенных продуктов питания и продуктов с заданными функциональными свойствами;
• принципах формирования заявлений об отличительных свойствах продуктов питания и необходимой доказательной базе;
• принципахнутрициологических исследований. 

Преддипломная практика

Контакты

+7 (495) 939-33-55

119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12

Посмотреть на карте

Made with Mobirise - Check it