Спецкурсы для внешних магистров на кафедре
Направление "Фундаментальная и прикладная биология"

Обязательные дисциплины специализаций (СДВ)

1. Частные аспекты современной фундаментальной и прикладной биологии
(Физиология биорегуляторов)

(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Каменский А.А.

Разработанная программа дисциплины «Частные аспекты современной фундаментальной и прикладной биологии» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс содержит современные сведения о принципах химической регуляции физиологических процессов, происходящих в организме человека и животных. Студенты получат представление о комплексе биологически активных веществ, выполняющих в организме функции гормонов, модуляторов, медиаторов. Кроме того слушатели получат основы знаний, необходимых для понимания принципов создания современных лекарственных средств, создаваемых на основе модификации природных соединений.

Цели – формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний о принципах работы биорегуляторов различной природы и области их применения.
Задачи – создание у студентов представления о механизмах действия регуляторных веществ, а также подготовка специалистов-физиологов в области создания и использования биологически активных веществ, в частности лекарственных препаратов. 

2. Современные основы фундаментальной биологии
(Молекулярная эндокринология и патология эндокринной системы)
 
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Смирнова О.В.

Разработанная программа дисциплины «СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания по основамфундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов,обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении функций клеток, работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о патофизиологии клеток и органов, с методамикоррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о принципах и молекулярных механизмах эндокринной регуляции, строении и функционировании сигнальных соединений, рецепторов и систем проведения сигнала, их взаимодействии и интеграции в единый эндокринный контур, а также молекулярные механизмы эндокринной регуляции процессов жизнедеятельности. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание молекулярных механизмов эндокринной регуляции роста, апоптоза, общего и полового развития, размножения, беременности, лактации, стресса.
Задачи дисциплины – сформировать у студентов представление о молекулярной структуре и функциях сигнальных соединений, принципах взаимодействии сигнальных соединений с рецепторами, о структуре рецепторных белков, молекулярных механизмах внутриклеточной передачи сигнала и формирования ответа клетки, роли сигнальных соединений и их рецепторов в регуляции роста, участии сигнальных соединений в контроле общего развития, программирующем действии гормонов при формировании пола, молекулярной регуляции процессов репродукции и адаптации. 

3. Методические основы фундаментальной и прикладной биологии
(Физиология гемостаза)

(I курс, 2 семестр) - д.б.н., в.н.с. Горбачева Л.Р.

Разработанная программа дисциплины «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ БИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов)в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания пофундаментальной физиологии гемостаза, обеспечивающие углубленное понимание причин и механизмов слаженной работы систем гемостаза: свертывания крови и противосвертывания, обеспечивающих быструю адаптивную реакцию организма на травмы, кровопотери, острое воспаление, а также систем регуляции свертывания крови, отвечающих за сохранение жидкого состояния крови в разных участках сосудистого русла при провокации свертывания крови и формирования тромба.

Цели – формирование у студентов представлений о структурных особенностях и механизмах функционирования систем физиологического гемостаза: 1) тромбоцитарно-сосудистого гемостаза и свертывания крови; 2) регуляторных антикоагулянтных систем; 3) системы фибринолиза. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание причин и механизмов слаженной работы систем физиологического гемостаза: свертывания крови и противосвертывания, обеспечивающих быструю адаптивную реакцию организма на травмы, кровопотери, острое воспаление, а также систем регуляции свертывания крови, отвечающих за сохранение жидкого состояния крови в разных участках сосудистого русла при провокации свертывания крови и формирования тромба.
Задачи – сформировать у студентов понимание работы механизмовсистем свертывания крови и противосвертыванияфизиологического гемостаза, адаптивных механизмов защиты от кровопотери и от тромбоза, основных механизмов регуляции свертывания крови и фибринолиза, а также о молекулярных основах гемостаза, тромбообразования и гемофилий, вызванных мутациями генов ключевых белков системы свертывания крови и рецепторов клеток крови. 

4. Современные методы биологии

(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Балезина О.П.

Разработанная программа дисциплины «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении функций клеток, работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о патофизиологии клеток и органов, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных типов клеток и всего организма и современных способов изучения этих процессов.
Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области клеточной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии. Умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека. 

5. Классические основы фундаментальной биологии
(Нейрохимия)     

(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Балезина О.П.

Разработанная программа дисциплины «КЛАССИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИОЛОГИИ (нейрохимия)» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить знания по основам фундаментальной биологии и физиологии в области нейрохимии и биохимических процессов в нервной ткани, обеспечивает возможность приложений полученных знаний в экспериментальной физиологии и клинике нервных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными фундаментальными представлениями о химических превращениях медиаторов, аминокислот, спецификой белкового, липидного и энергетического обмена в нервной системе. Одновременно курс предусматривает знакомство с молекулярными механизмами патофизиологических состояний мозга и современными подходами к коррекции этих состояний у человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности функционирования и химических превращений медиаторов ЦНС и связанных с ними нервных и системных процессов организма в норме и при нейропатологиях.
Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области метаболизма медиаторов, других сигнальных молекул организма, ознакомление с молекулярными механизмами распространенных нервных расстройств современной неврологической клинки. Студент должен хорошо ориентироваться в современных направлениях нейрохимических исследований, быть готовым к участию в нейрохимических исследованиях на животных и в клинических разработках патологий нервной системы человека.

6. Компьютерная и статистическая обработка биологических данных

(II курс, 3 семестр) - к.б.н., доц.  Гусева А.А. 

Разработанная программа дисциплины «КОМПЬЮТЕРНАЯ И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА БИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ» предназначена для подготовки магистров – биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить знания, достаточные для грамотной статистической обработки данных физиологических экспериментов, написания научных отчетов и статей, а также учит критически рассматривать данные научных публикаций, содержащие ошибки в обработке и интерпретации результатов экспериментов.

Цели: формирование у студентов комплекса теоретических и практических знаний и навыков по статистической обработке данных и планированию эксперимента.
Задачи: подготовка специалистов-физиологов, владеющих современными методами статистической обработки и представленияданных научных исследований.

7. Спецпрактикум по современной биологии
(Нейроинформатика и нейрокомпьютерные системы)

(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Каплан А.Я.

Разработанная программа дисциплины «СПЕЦПРАКТИКУМ ПО СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания основ физиологии и нейробиологии и их приложений в нейротехнологии. Рассмотрены вопросы информационно-аналитической организации мозговых процессов, процессы приема и передачи информации в структурах сенсорных и моторных анализаторов мозга, а также технологии построения нейроинтерфейсных систем и их практических реализаций.

Цели. Формирование у студентов представлений об аналитической деятельности мозга человека и животных в рамках информационного подхода, включая вопросы регистрации, кодирования и декодирования сигнальных процессов в механизмах мозга, а также проблемы создания нейроинтерфейсных технологий и технических интеллектуальных систем на основе изучения механизмов мозга.
Задачи. Получение студентами базовых теоретических знаний в области физиологии и нейробиологии – об информационно-аналитических, программно-алгоритмических и управляющих функциях мозга и навыков создания нейротехнологических систем на основе регистрации и глубинного анализа биометрической информации о деятельности мозга. 

8. Фундаментальные основы практической биологии
(Физиология анализаторов)

(II курс, 3 семестр) - к.б.н., в.н.с.  Гайдуков А.Е.

Разработанная программа дисциплины «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ (физиология анализаторов)» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс направлен на расширение знаний о строении, молекулярных основах функционирования и физиологических особенностях работы сенсорных систем, о структурно-функциональной организации систем анализаторов в норме и их изменениях при различных патологиях. В рамках курса излагаются самые современные представления о трансформации и передаче сигналов на разных уровнях систем анализаторов, что обеспечивает консолидацию знаний о физиологии сенсорных систем.

Цели – формирование у студентов знаний о принципах и механизмах работы и адаптации анализаторов, строении и функционировании органов чувств, восприятия, проведения и обработки сенсорных сигналов. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание работы различных анализаторов и основных причин нарушения функций различных анализаторов при патологиях.
Задачи – получение студентами базовых теоретических знаний о строении и функционировании анализаторов: зрительного; слухового и вестибулярного; вкусового ; обонятельного; сомато-сенсорного; ноцицептивного, а также о физиологических основах процессов восприятия и трансформации энергии сенсорных сигналов в физиологические сигналы организма. 

9. Достижения и тенденции современной биологии (Синаптология: современные проблемы)

(II курс, 3 семестр) - к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.

Разработанная программа дисциплины «ДОСТИЖЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ (синаптология: современные проблемы)»предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Данный уникальный курс направлен на расширение знаний о молекулярных основах функционирования и регуляции синаптической передачи сигнала, о физиологических особенностях работы разных компонентов синапсов и о связях изменений передачи сигнала в синапсах с различными заболеваниями нервной системы. В рамках курса излагаются самые современные представления о различных аспектах передачи информации синапсами и модулирования этого процесса. Курс представляет большой теоретический интерес, способствуя консолидации знаний и представлений о физиологии синапсов, а также практический интерес, обеспечивая восприятие не только фундаментальных аспектов строения и функционирования синапсов, но и понимание характера влияния определенных фармакологических агентов на функционирование синапсов в разных отделах центральной нервной системы и проявление соответствующих изменений синаптической передачи.

Цели – формирование у студентов представлений о современных концепциях, описывающих механизмы работы и регуляции синаптической передачи, строение и функционирование синапсов в определенных местах нервной систем. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание многообразия работы и форм регуляции синаптической передачи, а также основных причин и следствий ее нарушения при ряде патологий нервной системы.
Задачи – получение студентами базовых теоретических знаний в области физиологии и особенностях молекулярных механизмов синаптической передачи в разных синапсах; современном состоянии представлений о регуляции секреции нейротрансмиттеров; о рецепции сигнальных молекул в синапсах и трансформации сигналов; формах и молекулярных механизмах синаптической пластичности; роли нарушений синаптической передачи при возникновении и развитии нейропатологий. 

Специальные дисциплины по выбору
(СДВ)

1а. Висцеральные системы и пептиды
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ПЕПТИДЫ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о пептидергической регуляции висцеральных систем, патофизиологии вегетативной нервной системы и висцеральных систем, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных висцеральных органов и всего организма в норме и при патологии и особенности современных способов изучения этих процессов.
Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области частной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии. Умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека.

1б. Висцеральные дисфункции
(I курс, 1 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении работы отдельных органов и организма в целом. Курс знакомит с современными представлениями о патофизиологии вегетативной нервной системы и висцеральных систем, с методами коррекции наиболее распространенных патофизиологических состояний и расстройств организма человека.

Цели. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных висцеральных органов и всего организма в норме и при патологии и современных способов изучения этих процессов.
Задачи. Получение базовых теоретических знаний в области частной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии. Умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека.  

2а. Физиология стресса и адаптации

(I курс, 2 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА И АДАПТАЦИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания по основам фундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с современными подходами и новыми методами в изучении проблемы стресса и адаптации к стрессу. Курс знакомит с современными представлениями о кибернетическом и иерархическом системном подходе в современной физиологии и патофизиологии стресса, о стадиях процесса адаптации, о корреляции патологических эффектов стресса разной этиологии.

Цели – формирование представлений об особенностях процессов функционирования отдельных висцеральных органов и всего организма в норме и при патологии, обусловленной стрессорными факторами, и современных способов изучения и коррекции этих процессов.
Задачи – получение базовых теоретических знаний в области частной и общей физиологии, ознакомление с подходами и методами изучения этих актуальных направлений современной биологии, умение использовать полученные базовые знания в экспериментах на животных и неинвазивных исследованиях функций и состояний человека.  

2б. Патофизиология шока

(I курс, 2 семестр) - д.б.н., проф. Соколова Н.А. 

Разработанная программа дисциплины «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА» предназначена для подготовки бакалавров-биологов (физиологов человека и животных). Курс позволяет получить базовые знания клеточных и молекулярных аспектов электрофизиологии сердца. Рассмотрены вопросы формирования и регуляции электрической активности различных типов миокарда, основные ионные токи, представленные в рабочих и пейсмекерных кардиомиоцитах, их роль в развитии сердечных аритмий. Особое внимание уделено теоретическим основам методов исследования электрической активности миокарда и ионных токов, а также способам фармакологической коррекции нарушений нормальной электрической активности миокарда.

Цели. Формирование у студентов представлений о молекулярных механизмах формирования и регуляции нормальной электрической активности сердца и ее нарушений.
Задачи. Получение студентами базовых теоретических знаний в области электрофизиологии сердца – о методах изучения электрической активности и ионных токов кардиомиоцитов, об основных типах ионных токов, строении, функционировании и регуляции ответственных за них каналов, а также их роли в развитии сердечных аритмий. 

3а. Особенности физиологии ЦНС в пре- и постнатальный периоды развития организма
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., в.н.с. Горбачева Л.Р. 

Разработанная программа дисциплины «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ШОКА» предназначена для подготовки магистров-биологов (физиологов человека и животных) в области современной частной физиологии. Курс обеспечивает формирование у студентов представлений о физиологических основах патофизиологии шока, ведущих патогенетических звеньях шока, критериях диагностирования шоковых состояний и принципах их терапии.

Цели – знать физиологические основы патофизиологии шока и критерии диагностирования шоковых состояний, а также принципы их терапии.
Задачи – сформировать у студентов представление о принципиальных особенностях регуляции организма в условиях возникновения и развития шоковых состояний различного генеза. 

3б. Иммунорегуляция физиологических функций
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., в.н.с. Маслова М.В. 

Разработанная программа дисциплины «ИММУНОРЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» предназначена для подготовки магистров – биологов. Курс позволяет получить базовые знания о взаимодействии иммунной системы с нервной и эндокринной системами. Тем самым изучение дисциплины позволит понять регуляторную роль иммунной системы в отношении различных физиологических функций. Основное внимание будет уделено не патологическим аутоиммунным процессам, а именно межсистемному регуляторному взаимодействию.
Современные научные представления касаются в основном регуляторной роли антител, как правило, это аутоантитела против малых молекул, таких как гормоны, регуляторные пептиды, в некоторых случаях нейромедиаторы. В ходе изучения дисциплины студенты должны получить представление о том, как можно изучать регуляторную роль спонтанно образующихся и экспериментально индуцированных аутоантител. Задачей курса является не подмена курса иммунологии, а акцент на регуляторные возможности иммунной системы, т.е. сугубо физиологические процессы.

Цели – изучение межсистемного регуляторного взаимодействия иммунной системы с нервной и эндокринными системами.
Задача - получить представление о том, как можно изучать регуляторную роль спонтанно образующихся и экспериментально индуцированных аутоантител.

4а. Проблемы регуляции жидкого состояния крови в норме и при патологии
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., проф. Ляпина Л.А. , 
к.б.н., с.н.с. Григорьева М.Г.

Разработанная программа дисциплины «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ЖИДКОГО СОСТОЯНИЯ КРОВИ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров-биологов. Курс предусматривает раскрытие принципов функционирования системы гемостаза, включающей свертывающий и противосвертывающий механизмы. Раскрываются механизмы регуляции жидкого состояния крови в организме человека и животных в норме и при развитии патологий, сопровождающихся предтромбозом и тромбозом. Даются представления о системе крови, ее плазменных и форменных элементах, об основных физико-химических свойствах и физиологических функциях крови. Рассматриваются гуморальные агенты противосвертывающей системы крови – гепарин, его комплексные соединения с белками и пептидами, активаторы плазминогена. Подробно анализируются антикоагулянтное и фибринолитическое звенья гемостаза, первичный и плазменный гемостаз. Особое внимание уделяется раскрытию природы противосвертывающей системы и ее взаимодействию с системой свертывания крови, объединяющимися в единую систему гемостаза. Представляется концепция пептидной регуляции системы гемостаза при нарушениях в организме углеводного, жирового обмена и процессов свертывания крови.

Цели: получение студентами знаний о принципах и механизмах регуляции жидкого состояния крови в организме человека и животных, принципов регуляторного взаимодействия свертывающей и противосвертывающей систем организма в единую функциональную систему. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание работы противосвертывающей и связанной с ней сосудистой систем организма и основных причин нарушения их функций при различных патологиях, осложняющихся предтромбозами и тромбозами.
Задачи: сформировать у студентов представление о:
• регуляции жидкого состояния крови в организме;
• физиологических основах системы крови;
• физиологии процессов первичного и плазменного гемостаза;
• физиологии и биохимии регуляторных взаимоотношений свертывающей и противосвертывающей систем крови в норме;
• физиологии и биохимии антикоагулянтного звена противосвертывающей системы;
• физиологии и биохимии ферментативного и неферментативного фибринолиза крови;
• физиологических основах регуляции жидкого состояния крови при патологиях, осложняющихся тромбозами (при нарущениях углеводного и жирового обмена).

4б. Патофизиология гемостаза
(II курс, 3 семестр) - д.б.н., в.н.с. Горбачева Л.Р. 

Разработанная программа дисциплины «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА» предназначена для подготовки магистров-биологов в области современной клеточной и частной физиологии. Курс позволяет получить базовые знания по основамфундаментальной биологии и физиологии и присущих этим дисциплинам методов и подходов, обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических экспериментах, так и в клинике функциональных расстройств. Курс нацелен на ознакомление студентов с причинами и механизмами сбоя работы систем, обеспечивающих адаптивные реакции организма на травмы, кровопотери, инфекции и воспаление, а также сохранение жидкого состояния крови при провокации тромбообразования.

Цели – формирование у студентов представлений о механизмах нарушения регуляции систем физиологического гемостаза и развития патофизиологического; причинах и последствиях неадекватного функционирования систем первичного тромбоцитарно-сосудистого гемостаза, вторичного гемостаза (свертывания крови) и фибринолиза; молекулярных основах тромбообразования, гемофилии и сочетанных нарушений свертывания крови таких, как диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови, и ряда других патологических состояний системы гемостаза и сопряженных систем организма.Обучающийся должен знать особенности процессов функционирования отдельных типов клеток и всего организма и современных способов изучения этих процессов.
Задачи – сформировать у студентов представление о причинах и механизмах нарушения физиологического гемостаза, сбоя адаптивных механизмов защиты от кровопотери и от тромбоза, основных причин нарушений регуляции свертывания крови, а также о молекулярных основах гемофилий и тромбофилий, вызванных мутациями генов белков системы свертывания крови, и о последствиях генетических и приобретенных нарушений гемостаза таких как: тромбозы (артериальные и венозные), гемофилии, тромбофилии, сочетанные синдромы и другие патологии системы гемостаза и сопряженных систем организма. 

5а. Механизмы судорожных состояний мозга
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., доц.  Аббасова К.Р. 

Разработанная программа дисциплины «Механизмы судорожных состояний мозга» предназначена для подготовки магистров - биологов. Курс позволяет получить базовые знания основ механизмов патофизиологии судорожных состояний мозга.

Цели: получение студентами современных научных представлений о нейрофизиологии, иммунологии эпилепсии, а также молекулярно-генетических аспектах эпилептогенеза.
Задачи: сформировать у студентов представление о патофизиологии судорожных состояний мозга, эволюционно-биологических аспектах судорожных состояний мозга, концепции эпилептической и антиэпилептичекой систем, молекулярно-генетических и нейрохимических аспектах эпилептогенеза, иммунологии эпилепсии, нейрохимии эпилепсии, механизмах абсанснойи аудиогенной эпилепсии, эпилептическом статусе, нейропротекторах в эпилепсии. Умение использовать полученные базовые знания. 

5б. Проблемы регуляции массы тела в норме и при патологии
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., асс. Хиразова Е.Э.

Разработанная программа дисциплины «ПРОБЛЕМА РЕГУЛЯЦИИ МАССЫ ТЕЛА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ» предназначена для подготовки студентов-биологов. Изучение дисциплины обеспечивает углубленное понимание регуляции и работы различных систем, обеспечивающих потребление пищи, а также основных причин нарушения их функционирования. В данном курсе студенты получают представления о структурно-функциональной организации системы аппетита и основных регуляторных факторах центров голода и насыщения. В рамках курса студенты получают знания о механизмах регуляции массы тела на разных стадиях онтогенеза, основных патологиях, приводящих к изменению массы тела, и их возможной коррекции. Кроме того, дисциплина обеспечивает получение знаний осовременных методиках, позволяющих оценить пищевое поведение у животных, и моделях патологических состояний нарушения аппетита, используемых в экспериментах.

Цели – получение студентами знаний о структурно-функциональной организации системы регуляции аппетита и механизмах регуляции массы тела на разных стадиях онтогенеза.
Задачи – сформировать у студентов представления об углубленныхаспектах строения и функционирования системы аппетита и регуляции массы тела.

Факультативы

1. Научно-исследовательская работа

(I-II курс, 1, 2, 3 семестр)

Научно-исследовательская работа предназначена для ознакомления студентов с основными направлениями исследований, достижений и перспективных направлений развития науки и техники в выбранной области физиологии человека и животных. При ее выполнении студенты получают навыки работы с научной литературой и поисковыми базами данных, знакомятся с выбранной темой научной работы, представленными в литературе подходами к решению аналогичных проблем, экспериментальными и расчетными методами решения поставленных задач.
Практика предназначена для формирования у студентов навыков самостоятельной экспериментальной работы в области физиологии человека и животных.
Основные задачи:
• обучение навыкам сбора, анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований;
• формирование у студентов умения планировать и реализовывать планы исследования по заданной тематике с использованием современных экспериментальных и расчетных методов, информационных и инновационных технологий;
• формирование навыков представления результатов НИР в виде отчётов и тезисов докладов научных конференций;
• создание условий для взаимодействия обучающихся с коллегами при решении исследовательских задач;
• создание условий для профессионального самообразования обучающихся и выбора профессиональной карьеры.

Практика проводятся в научно-исследовательских лабораториях кафедры физиологии человека и животных, оснащенной современными приборами и компьютерной техникой.
Практика проводится в 1, 2, 3 семестрах.  

2. Нутрициология
(II курс, 3 семестр) - к.б.н., м.н.с. Волох О.И.

Разработанная программа дисциплины «ОСНОВЫ НУТРИЦИОЛОГИИ» предназначена для подготовки магистров- биологов. Курс позволяет получить базовые знания по основам современной нутрициологиии присущих этим дисциплинам методов и подходов,обеспечивает возможность приложений полученных знаний, как в физиологических аспектах науки о питании, так и в области клинических исследований функциональных продуктов питания. Курс нацелен на ознакомление студентов с областью науки о питании,современными подходами и методами в изучении питания и нутриентов, а так же создании функциональных продуктов питания и регулировании соответствующих областей текущим законодательством Таможенного союза. Курс знакомит с ролью и значением различных продуктов питания в сбалансированном рационе человека и ролью рациона питания в состоянии здоровья человека через различные физиологические функции.

Цели–формирование у студентов представлений о нутрициологии как о научной области, основных понятиях нутрициологии, особенностях рассмотрения продукта питания как элемента рациона и источника нутриентов, принципах создания обогащенных продуктов питания и продуктов с заданными функциональными свойствами для различных групп населения, роли нутрициологии в современной пищевой индустрии. Изучение дисциплины позволит студентам узнать и сформировать представление о дополнительной области применения знаний по физиологии в контексте дальнейшего карьерного развития в соответствующей области как фундаментальной и прикладной науки, так и в пищевой индустрии.
Задачи–сформировать у студентов представление о:
• нутрициологии как о научной области;
• задачах и основных понятиях нутрициологии;
• роли нутрициологиив современной пищевой индустрии;
• особенностях рассмотрения продукта питания как элемента рациона и источника нутриентов;
• принципах маркировки состава продуктов питания;
• принципах создания обогащенных продуктов питания и продуктов с заданными функциональными свойствами;
• принципах формирования заявлений об отличительных свойствах продуктов питания и необходимой доказательной базе;
• принципах нутрициологических исследований. 

Контакты

+7 (495) 939-33-55

119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12

Посмотреть на карте

This website was built with Mobirise